Собираются выступить против железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан?

 

Много лет в обществе обсуждается вопрос: нужна ли нашей маленькой стране железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан? В особенности она стала хорошим предлогом для сил, желающим нанести ущерб стабильности страны. Во многих случаях говорится только о плохих сторонах этой идеи. Даже есть издания, примешивающие ложь, посредством которой хотят еще более усложнить этот вопрос. Становится страшно от услышанных сказок. Вследствие этого мы решили попробовать исследовать разные стороны данной идеи, опираясь на мнения некоторых специалистов, компетентных личностей.

По указанному вопросу посол Китая в Кыргызстане Ван Кайвэнь говорит, что этот проект крайне необходим и учитывает взаимные интересы для обеих стран. «Сейчас все считают, что железная дорога нужна. Поэтому, я думаю, мы найдем общий язык. Мы собираемся открыть коридор Китай-Европа через Кыргызстан. Конечно, эта дорога и для Кыргызстана очень полезна. Потому что при открытии этой дороги Кыргызстан станет по-настоящему транзитной страной. Это в свою очередь послужит большой предпосылкой для решения социальных, экономических проблем в стране. Она выгодна не только для Китая, Кыргызстана, но и для таких стран, как Таджикистан, Афганистан, Иран», - говорил китайский посол в СМИ. В то же самое время кыргызстанские эксперты считают, что в случае строительства железной дороги, она может привести к социально-экономическим, даже политическим изменениям не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии.

Некоторые эксперты сообщали о своих тревожных сомнениях: не будет ли строиться эта железная дорога для ползучей экспансии Китая? По данному вопросу президент КР Алмазбек Атамбаев сказал на радио «Азаттык»: «Если говорить об экспансии, то железная дорога не окажет никакого воздействия. Потому что сейчас другое время, время самолетов. В конце следующего года может завершиться дорога Бишкек-Торугарт, по которой можно за 4-5 часов доехать на автобусе до Китая. Вот почему это только запугивающие слова. Нестоящие слова: «Стоит поставить железные ворота или решетку, как Китая не станет». Китай – большое государство, каждый четвертый житель в мире - китаец. Нам, наоборот, надо получать пользу от столь мощного, богатого соседа. Если будет построена железная дорога, то Кыргызстан выйдет из тупика, получит большой толчок к росту. Во-вторых, мы ставим условия, чтобы эта железная дорога объединила железные дороги Кыргызстана. Железная дорога пройдет через Ошскую, Нарынскую области, мы ставим условие, чтобы была дополнительная железная дорога, объединяющая Нарын и Балыкчи. Тогда железные дороги объединятся, будет возможность из Бишкека поехать в Ош. Это откроет дорогу тому, что Кыргызстан станет одним единым государством», - ответил он. Говори, не говори, наверное, даже младенец чувствует, что в принципе эта железная дорога станет огромным экономическим подспорьем для нашей страны.

Большинство народных представителей тоже понимает необходимость указанной железной дороги. К примеру, депутат ЖК Абдрахман Маматалиев говорит: «Нам надо ее построить, даже если придется просить. Мы сами с таким своим положением никогда ее не построим. Нашим специалистам нужно поработать на очень высоком уровне, уточнить расчеты, подписать соглашение с таким условием, чтобы это на нас не повлекло вредных последствий. Предварительное технико-экономическое обоснование было рассчитано еще в 1996 году. Потом наши передали его в «Каздорпроект», который вынес заключение: «Очень полезный проект». Но разработают проект китайцы или мы сами - его необходимо провести через международную экспертизу. Надо посоветоваться с народом. Этот проект нужен народу. Выступающие «против» хотят разъединить север с югом. Выступающие против строительства железной дороги – это враги кыргызов», - сказал он в интервью газете.

Кстати, президент КР А.Атамбаев в июне уходящего года (так в источнике) во время рабочего визита в Пекин сказал журналистам: «Мы нашли поддержку по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Да еще строительство дороги будет осуществляться по принципу концессии или на основе совместного предприятия. Мы твердо стоим на этих условиях». Вместе с тем до этого президент высказывался по поводу противоречивых мнений о владении железной дорогой. «В этом отношении мы нашли понимание. Кыргызстан таким путем выйдет из тупика и сможет выйти к двум океанам», - говорил он. В этот раз визит президента завершился успешно во всех отношениях. «По обеспечению энергетической безопасности достигли отличных достижений. Подписано соглашение о получении кредита на строительство Датка-Кемин. Вы знаете, что здесь у нас всегда имеется опасность. Стоит некоторым нашим соседям выйти из энергокольца, как север и часть юга Кыргызстана останутся без электрического света. Мы решим эту проблему в течение двух лет, и у нас будет свой электрический свет», - говорил Атамбаев. Если будет построена железная дорога, о которой говорит правительство, Кыргызстан от нее ежегодно будет получать доход в 261 млн. долларов. Потому что с помощью этой прямой железной дороги объединятся страны Центральной Азии, Кавказа и Европы.

Действительно, реально мыслящий читатель понимает, что железная дорога нужна нам как воздух и вода. Потому что мы являемся государством, не имеющим выхода к морю, морского сообщения. Если бы у нас был выход к морю, было бы можно сказать: «Мы свяжемся с другими государствами по морю, нам не нужна железная дорога». Для выезда за пределы страны есть только новые строящиеся дороги Ош-Иркештам и Бишкек-Торугарт. Но в вопросах грузоперевозок в странах мира грузы перевозятся автомашинами в объеме 5-7%, на самолетах только 2-3%. Остальные более 90% грузов перевозятся морским или железнодорожным путем. У нас 96% грузов перевозится автомашинами. Этот дисбаланс мы можем устранить только посредством расширения железнодорожной инфраструктуры. Известно, направление расширения идет из Азии в Европу, из Европы в Азию. Мы находимся посредине между ними. Поэтому нам не следует безразлично взирать на этот вопрос. При строительстве этой железной дороги, она станет самым коротким путем из Азии в Европу. А с политической точки зрения нет никаких опасных обстоятельств. Наоборот, данная железная дорога станет козырем в наших руках. Народ не очень хорошо понимает эту сторону. Может быть, у нас мало экспертов, умеющих все раскрыть до мельчайших подробностей.

Комментарии (0)



Добавление комментариев закрыто.