Д.Сарыгулов: Кумтор - как отражение политической системы и государственного управления Кыргызстана

Дата: 22.03.13 г Время: 20:30 Источник: Туркестан.SU
 

Кумтор – как отражение политической системы и государственного управления Кыргызстана

I.

Отчет госкомиссии по Кумтору (председатель г-н Сариев Т.) убедительно показал коррупционность Соглашений от 2004г. и 2009г., но не назвал экономический ущерб, нанесённый Кыргызстану этими двумя соглашениями.

Как следует из отчета Госкомиссии, если бы не было этих коррупционных соглашений, то на основании Генсоглашения от 1994г. республика получила бы за период 1994-2012гг. в качестве своей доли 67% от прибыли один миллиард 28 млн.долл (по ценам 1999г. 116тн.золота).

(Это без учета всех остальных платежей и отчислений, как то: отчисления в соцфонд, подоходный налог, концессионные платежи и др.).

Кто же лишил народ Кыргызстана таких громадных средств?

Коррупция, во главе которой стояли оба сбежавших президента: Акаев и Бакиев (и их продажные министры, чиновники, депутаты).

Но почему такая астрономическая по своим масштабам коррупция стала возможной? Не повторится ли она в будущем? И есть ли лекарства от этой «раковой» болезни, которая убивает саму государственность кыргызов?

Ведь Генсоглашению по Кумтору от 1994г. удалось избежать коррупционности благодаря Конституции 1993г., давшейвозможность широко и гласно обсуждать проект Генсоглашения, а именно: пять раз в Жогорку Кенеша и восемь раз на заседании Правительства!

Во всех Конституциях после 1995г. появилась статья: «Президент не отвечает ни за свои действия, ни за бездействие». Этой нормой Акаеву удалось себя поставить рядом с Богом! (А кто может спорить с Богом или предъявлять ему претензии).

II.

Возможности масштабной и громадной коррупции оказались заложены во всех редакциях Конституций Кыргызстана после 1995г., которые дают власти право делать всё, что она хочет и ни за что перед народом не отвечать.

Эти конституции поставили власть выше народа, дали ей право не считаться с народом, не давать отчет народу за свою деятельность, но зато от имени народа обогащаться, решать свои личные интересы в ущерб интересам народа.

Коррупционные соглашения по Кумтору от 2004 и 2009гг. являются тому лучшим подтверждением.

Безотчетность власти перед народом, бесконтрольность власти со стороны народа дали беглым президентам и их лакеям-ворам в лице ширшовых, балкибековых, керексизовых, жумалиевых, танаевых, усеновых и др. все 20 истекших лет грабить народ и страну, заставив считаться по чужим странам сотни и сотни тысяч кыргызстанцев.

Горькая судьба народа лишний раз подтверждает, что все редакции Конституций только декларируют права народа, но не дают реального механизма реализации этих прав.

Единственное право народа – раз в пять лет избирать президента и депутатов, затем все пять лет терпеть их произвол, не имея никаких реальных возможностей изменить ситуацию (кроме как совершать народную революцию 2005 и 2010 годов).

Ведь все Конституции писались президентами (их администрацией) и депутатами, которые главным образом думали о защите своих интересов. Эти Конституции по своей сути и содержанию не являются народными. В них нет реального механизма подотчётности и подконтрольности власти народу, систематического заслушивания народом в лице Народного Курултая отчётов власти и дачи ей оценки: удовлетворительной или неудовлетворительной.

Из-за отсутствия такого механизма власть все истекшие 20 лет делает всё, что захочет и ни перед кем ни за что не отвечает.

Не смотря на то, что Жогорку Кенеш в 2003, 2004 и 2005 годах три раза принимал постановления об отмене Соглашения по Кумтору от 2003-2004гг. как не выгодного для республики, Акаев, преследуя личные интересы, игнорировал их, что в итоге нанесло ущерб экономике республики в сумме более одного миллиарда долл.

Из всего этого неизбежно следует следующий вывод:

  1. Форма государственного устройства и управления в течение последних 20 лет (включая и нынешнее время) не отвечают интересам как народа Кыргызстана, так и его государства.

  2. Она лишает народ права контроля над властью, которую он избирает и которой делегирует от своего имени право управлять государством.

  3. Она полностью отстраняет народ от участия в управлении страной, оставляя ему единственную возможность констатации бездеятельности к коррумпированности власти постфактум, т.е. когда уже страна понесла невосполнимые экономические, политические идеологические потери.

Следовательно, необходимо менять Конституцию, чтобы по своей сути и содержанию она стала народной Конституцией.

III.

В начале двухтысячных годов Кыргызстан оказался в системном: политическом, экономическом и идеологическом кризисе. Системный кризис не подлежит ремонту. Единственный путь выхода из него – необходимо в корне менять всю систему. Каким образом?

В учетом этногенеза и исторического опыта кыргызов, не знавших ни рабовладения, ни крепостного права, ни капитализма, ни монархии, ни халифата, необходимо принятие новой, Народной Конституции в которой Народ в лице Народного Курултая будет поставлен выше власти, имея право заслушивать её отчет и давать оценку её деятельности.

Народ должен иметь право не дожидаясь истечения пяти лет, при необходимости, досрочно менять власть, но не революционным путем, не путем митингов и акций протеста, а законным, предусмотренным в конституции путем – решением Народного Курултая, признания им работы власти не удовлетворительной».

Это отвечает историческому опыту кыргызов в вовлечении народа в управление государством, в решение наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, в числе которых сегодня первое место занимает проблема борьбы с коррупцией, которая подрывает основы самой государственности.

Заинтересована ли нынешняя власть в принятии народной Конституции? Конечно, нет. Согласится ли власть периодически отчитываться перед народом? Конечно, нет.

Все 20 лет власть привыкла делать всё, что она хочет, обещать народу «золотые горы» и ничего не исполнять.

Этот обман называется мягким и безобидным словом «политический популизм».

Единственный путь приятия Народной Конституции – сбор триста тысяч подписей за проведение общенародного референдума по внесению изменений в действующую Конституцию.

Д.Сарыгулов

21 марта 2013г

Комментарии (0)



Добавление комментариев закрыто.